Понятия со словосочетанием «железные изделия»

Связанные понятия

Атасу — стоянка эпохи бронзы (14—12 вв. до н. э.). Расположено на территории современной Карагандинской области Казахстана, в 35 км к юго-востоку от аула Кызылтау Шетского района. Открыто в 1955 году Центрально-Казахстанской археологической экспедицией (руководитель А. Х. Маргулан).
Луже́ние — нанесение тонкого слоя расплавленного олова на поверхность металлических (прежде всего стальных и железных) изделий. Лужение производится для защиты металла от коррозии или для подготовки к пайке (лужёная поверхность лучше смачивается припоем).
Французское золото (фр. or moulu) или орайде (англ. oroide, также oreide) — имитирующий драгметаллы бронзовый сплав, идущий на выделку художественных, галантерейных и отчасти ювелирных изделий; состоит из 58,3 % красной меди, 16,7 % олова и 25 % цинка и действительно имеет подобные золотому цвет и блеск.
Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.
Обварная керамика известна сотни (более 500 лет) лет на Руси, в целом же история обварной керамики уходит в Античность. На Руси была распространена керамика, обваренная в молоке. Технология молочения чередует: обжиг — обвар (опускание в молоко или иную жидкость) — снова обжиг в печи. В зависимости от жидкости, в которую керамика помещается, она приобретает свой цвет. Молоко дает керамике не только цвет, но и влагонепроницаемость, такую, что в посуде затем можно готовить при высокой температуре пищу...
Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень), энеолит (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.
Медное производство в Лагиче — производство посуды и различных изделий из меди в посёлке Лагич Исмаиллинского района Азербайджана. В 2015 году было включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО от Азербайджана.
Техника каменного века отражает технологический уровень каменного века, разделенный на палеолит, мезолит и неолит. Несмотря на название, техника каменного века шире каменной индустрии, поскольку включает в себя орудия не только из камня, но также из дерева и кости.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Культура ладьевидных топоров — одна из неолитических культур боевых топоров, располагавшаяся на территории Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии со 2-й половины III тыс. до н. э. до середины II тыс. до н. э.
Пса́лии — часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Как правило, в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и др.
Музей керамики — музей, заявленную основу коллекции которого составляют изделия из керамики, в том числе фаянса и фарфора.
Промышленность Московского государства — казённая и частная. Казённая промышленность часто отдавалась в откуп, или управлялась на вере. Развитие промышленности сдерживалось большим количеством налогов, сборов, пошлин. Многие отрасли промышленности и торговли монополизированы царской казной.
Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели...
Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.Представление о трёх веках (каменном, бронзовом и железном) существовало ещё в античном мире, оно упоминается в работах Тита Лукреция Кара. Однако сам термин «железный век» появился в научных работах в середине XIX века, его ввёл датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Культура кувшинных погребений — археологическая культура, представленная в IV веке до н. э. — VIII веке н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские...
Следуя традициям народного ремесла домашняя утварь и мебель юрты строго подчинены требованиям кочевого быта. Изготовленная из самых различных материалов мебель гармонирует с внутренним убранством юрты.

Подробнее: Казахская домашняя утварь
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Митка́ль (от перс. меткал) — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Состоит ткань из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, обычно имеет сероватый оттенок.
Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Подробнее: Височные кольца
Скорня́к (от др.-рус. скорьнь — «сапог») — мастер по выделке мехов, он также занимается изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи. Слово происходит от древнерусского «скорьё».
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается...
Мети́зы (акроним от «металлические изделия») — обобщённое название широкого спектра разных товаров из металла. В понятие входят все изделия, которые получаются из металла. Условно их можно разделить по назначению на промышленные и широкого назначения.
Ме́дник — это одна из древнейших профессий человека, связанная с обработкой металлов, за которой стоит тысячелетняя история. Название происходит от слова «медь». Профессиональная направленность медника — это обработка медных сплавов (медь, латунь, бронза) методами слесарной обработки и пайки. Именно из профессии медника образовалась более поздняя профессия — сварщик. Другие названия медника — паяльщик, лудильщик.
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.
Кустарное производство — мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда.
Уйбатский чаатас — могильник в 6 км к юго-востоку от станции Уйбат в Республике Хакасия. Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре. Большинство принадлежат к таштыкской культуре. При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселев, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные маски погребальные из гипса и терракоты, деревянная резная...
Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.
Ско́бель (струг, наструг, кородёр) — старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах, предназначенное для сдирания коры с брёвен и их первичного обстругивания, а также основная снасть для строгания вручную клёпок при изготовлении бондарной посуды (ушат, кадь и т. п.).
Неоли́т (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») или новокаменный век — период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.
Давлеканово — общее название археологических памятников каменного и железного веков, обнаруженных в городе Давлеканово. Оцененное время создания — от 12 тыс. до н.э. до 17—16 веков до н.э. Находится на северо-восточной окраине Давлеканово, на левом берегу реки Дёма.
Копёнский чаатас — могильник VII—VIII (по другой хронологии — IX—X) вв на левом берегу Енисея в Хакасии. Назван по с. Копёны, затопленном впоследствии Красноярским водохранилищем. Большие курганы с погребениями родоплеменной знати енисейских кыргызов (предков современных хакасов) раскопаны в 1939—40 гг. Л. А. Евтюховой и С. В. Киселевым. Рядом с могилами — ямки-тайники, в которых сохранились от грабителей произведения ювелирного искусства: золотые и серебряные блюда, 4 золотых кувшина (на двух вырезаны...
Макроли́ты (от др.-греч. μακρός — большой и λίθος — камень), макроорудия — каменные орудия, массивные грубо или более искусно изготовленные из валунов, желваков, гальки и т. д. методом оббивки. Этот термин применяют для орудий разных эпох и он не всегда относится к орудиям очень крупных размеров. Здесь имеется противопоставление с обычно более мелкими орудиями на сколах.
Цветная металлургия — отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов.
Культура сетчатой керамики, культура ложнотекстильной керамики — археологическая культура позднего бронзового века (вторая половина II — первая половина I тыс. до н. э.), занимавшая широкую полосу от среднего Поволжья до востока и севера Фенноскандии (включая Карелию). Характеризуется керамикой, украшенной отпечатками грубых тканей и рыболовных сетей. Сложилась на основе элементов ямочно-гребенчатой керамики, фатьяновской и поздняковской, причём последняя отчасти синхронна сетчатой. Послужила мощным...
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Ювели́р — обобщающее название специалистов по изготовлению и ремонту ювелирных украшений.
Метеоритное железо — металл, обнаруженный в метеоритах и состоящий из двух минеральных фаз: камасита и тэнита. Метеоритное железо составляет бо́льшую часть железных метеоритов, но присутствует также и в других типах.
Пьютер (англ. pewter) — сплав олова (содержание которого может быть от 85 до 99 %) с другими металлами, такими как медь, сурьма, висмут или, реже, свинец. Температура плавления около 170—230 °C — в зависимости от процентного содержания компонентов.
Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я